ФИО (полностью) | Должность | Рабочий телефон | Адрес
электронной почты |
Орлова Елена Алексеевна | директор | 8(812) 464-37-51 | o.alenchik@mail.ru |
Суева Татьяна Игоревна | заместитель директора | 8 911 155 13 39 | tsueva_621@mail.ru |
Проект «Корабелы будущего»
Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных проектировать, производить и применять комплексные инженерные объекты, готовых к творческой работе в команде. Достижение этой цели, невозможно только на уровне профильного обучения в старших классах. Необходима перестройка процесса развития детей с дошкольного возраста и начальной школы. Основной идея Проекта: развитие инженерно-технологического предпрофильного и профильного обучения морской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности по инженерным и рабочим специальностям. Позволит этого достичь модернизация деятельности школьного Центра «Контур Будущего»: переход из школьного центра клубов по интересам в сетевую площадку инженерно-технологического образования: «Детский сад + Школа + колледж/ВУЗ + работодатель».
Дополнить возможности инженерной составляющей Центра путем создания школьной Лаборатории, в которой будет широкий спектр реализуемых направлений за счет программ дополнительного образования и курсов внеурочной деятельности: робототехника, компьютерные и информационные технологии, технологическое предпринимательство, морская робототехника и судомоделизм, оптика лазеров, технический дизайн, мультимедийные технологии, и др. Для дошкольников в рамках подготовки к школе разрабатываются программы дополнительного образования по техническим направлениям с использованием ресурсов школьной Лаборатории: «Конструирование» и «Компьютерная азбука». Для старшеклассников совместно с партнерами разрабатывается пилотная программа «Профессиональные пробы – как первый шаг в профессию», по завершении которой будут выдаваться свидетельства о профессии. Создаются условия для открытия инженерных классов судостроительного профиля.
В урочное время в оборудованных кабинетах Лаборатории будет осуществляется образовательная деятельность по основным образовательным программам для предпрофильных и профильных классов будущих судостроителей. Во второй половине дня в Лаборатории будут проходить занятия по программам внеурочной деятельности и занятия по дополнительным программам, как для инженерных классов, так и для групп, учащихся школы №621, дошкольников из ГБДОУ детские сады №54, №55, №60, а также других школ п. Металлострой. Практико-ориентированное обучение инженерных классов будет проходить, как в Лаборатории, так и на площадках партнеров проекта, в том числе с использованием их кадровых, материально-технических, информационно-методических ресурсов. Функционирование инженерных классов судостроительного профиля позволит обучающимся овладеть дополнительными знаниями по учебным предметам «Математика», «Физика» и «Информатика», а также развить инженерно-технические компетенции, обеспечит их опытом проектной работы и пониманием перспективных задач судостроительной отрасли. Интеграция лучших практик общего и дополнительного образования и погружения в профильные программы индустрии, обеспечит высокое качество учебного процесса и формирование высокой мотивации обучающихся, позволяющей им в дальнейшем реализовать себя в инженерной деятельности в компаниях индустриальных партнёров.
Цель: создание мотивированной образовательной среды для формирования и развития инженерно-технических компетенций у детей и подростков, посредством интеграции общего и дополнительного образования, внеурочной и внеучебной деятельности, реализуемых в сетевом взаимодействии.
Достижение поставленной цели, на наш взгляд, возможно благодаря решению следующих задач:
- Разработать и внедрить уровневую модель дошкольного и школьного инженерного образования с учетом возрастной специфики, и принципа преемственности;
- Обновить школьное образовательное пространство для реализации Проекта, путем внедрения новой модели Центра «Контур Будущего»
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в контексте внедрения Проекта и готовности к его реализации.
- Расширить сетевое взаимодействие школы с целью увеличения «поля возможностей» довузовской подготовки, профессионального самоопределения и карьерного проектирования обучающихся.
- Расширить возможности социализации учащихся средствами дополнительного образования, сформировать профессиональную ориентацию школьников на рабочие и инженерные специальности.
Актуальность проекта: Реализация проекта «Будущие корабелы» соответствует Национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года, задачам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и направлен на развитие потенциала подрастающего поколения в области науки, технологий и инноваций.
С самого основания Петербурга судостроение является ключевой отраслью в экономике города. Сегодня в Северной столице работает более сорока предприятий судостроительной промышленности, научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, на которых строятся военные корабли и гражданские суда. С учетом планов развития судостроения в ближайшее десятилетие запрос общества на подготовку высококвалифицированных кадров, в том числе в области морской инженерии, будет только усиливаться.
Колпино – промышленный район Санкт-Петербурга, где сосредоточено более 30 крупных промышленных, транспортных и строительных предприятий. Современные предприятия — это не только рабочие руки, но и квалифицированные инженеры. А с этим проблема. В том числе и на Средне-Невском судостроительном заводе, с которым школа плотно сотрудничает последние два года (реализация курса внеурочной деятельности «Морское дело», поддержка Малой морской академии). Руководство предприятий выражает заинтересованность в подготовке инженеров (в том числе судостроителей).
Родители (законные представители) большинства обучающихся образовательных учреждений поселка Металлострой, где находится наша школа, работают на промышленных предприятиях Колпинского района. Они, ориентируясь на рынок труда и задумываясь о профессиональном будущем своих детей, высказывают пожелания об усилении подготовки обучающихся в области инженерно-технической направленности. Анкеты обратной связи ярко демонстрируют запрос родителей (законных представителей) на дополнительное образование их детей в области физико-математического и инженерно-технического цикла.
Анализ поступления выпускников ГБОУ школы № 621 в вузы подтверждает интерес юношей и девушек к профессиям инженерно-технической направленности. Так, в 2019-2020 году программы высшего профессионального образования инженерной направленности выбрали 17% выпускников нашей школы, в 2020-2021 году – 21%. В 2021-2022 учебном году планируют обучение по программам среднего и высшего профессионального образования 23% одиннадцатиклассников нашей школы.
Мы ожидаем, что наметившаяся тенденция роста популярности среди выпускников школы направлений бакалавриата инженерной направленности будет наблюдаться и далее. Так, исследование, проведенное службой сопровождения школы в октябре 2021 года, показывает, что более 50% учеников начальных классов проявляют более выраженный интерес к профессиям «Человек – техника» и «Человек – знаковая система», нежели к группе профессий «Человек – человек», «Человек – художественный образ», «Человек – природа». В карте интересов, обучающихся 5-9 классов лидируют профессии «Человек – техника» (32%), далее идут группы «Человек – знаковая система» (24%), «Человек – природа» (23%), «Человек- человек» (16 %), «Человек – художественный образ» (5%). Более 50% школьников занимаются в учреждениях дополнительного образования, однако лишь 4% вовлечены в научно-техническое творчество.
Для поддержания и развития интереса обучающихся к профессиям «Человек – техника», а также для удовлетворения запроса родителей (законных представителей) обучающихся на расширение перечня программ внеурочной деятельности и дополнительного образования инженерной направленности планируется реализация проекта.
Расширение перечня программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также разнообразие мероприятий по профориентации становится возможным благодаря взаимодействию с партнерами.
Индустриальные партнеры.
- «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей»-Обуховский завод»» — реализация курсов внеурочной деятельности: «Введение в инженерное дело», «Инженерное дело», проведения профориентационных мероприятий. Предоставление кадровых ресурсов для организации проектной деятельности учащихся
- Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод» — проведения занятий по курсу внеурочной деятельности: «Инженерное дело», программ дополнительного образования – «Оптика лазеров», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Морская робототехника и судомоделизм», проведения профориентационных мероприятий. Разработка и реализации программы «Профессиональные пробы – как первый шаг в профессию», с выдачей свидетельства.
Академические партнеры
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» — «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство», проведения профориентационных мероприятий.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» курс внеурочной деятельности «Инженерное дело», программы дополнительного образования «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство», «Оптика лазера» проведения профориентационных мероприятий.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» — реализация программы внеурочной деятельности «Технопредпринимательство для школьников» и проведения профориентационных мероприятий.
Образовательные партнеры
- СПб ГБПОУ «Малоохтинский колледж» — реализации программы внеурочной деятельности «Промышленная робототехника».
- Академия цифровых технологий — проведение профориентационных мероприятий,
взаимодействие по организации регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), вовлечение учащихся в НТО, курсы повышения квалификации для педагогов
- ГБДОУ детский сады №54, № 60, № 55 Колпинского района Санкт-Петербурга (для проведения совместных мероприятий в области ранней профориентации).
- ГБОУ гимназия 402 Колпинского района СПб – реализация программ профориентации.
- ГБОУ школа № 258 создание сетевого взаимодействия в рамках инновационной деятельности
Координационным центром реализации проекта станет школьный центр «Контур Будущего», созданный в 2018 году как неформальное объединение школьных клубов.[1] Одним из ярких проектов центра с 2018 по 2022 года является клуб «Детская морская академия», где осуществляется как теоретическая, так и практическая подготовка юных моряков. В составе Академии есть учебная парусная флотилия из парусников различного класса и предназначения, мастерская для строительства новых судов учебной флотилии, учебный класс и тренажеры. Основным направлением деятельности Академии является привлечение и обучение детей и молодежи морскому делу, профориентация по морским специальностям. Выпускники Академии продолжают свое обучение: в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, в Государственном морском техническом университете, в колледже ГУМиРФ имени адмирала С.О. Макарова, колледже СПбГМТУ. Опыт работы школьного клуба «Детская морская академия» доказывает целесообразность организации системы последовательной и непрерывной работы по поддержанию интереса обучающихся к морским профессиям.
Проект «Будущие корабелы» направлен на формирование у обучающихся интереса к профессиям в области морской инженерии, развития у школьников инженерно-технических компетенций и предполагает организацию системы мероприятий, в 2 направлениях:
(1) программы дополнительного образования и курсов внеурочной деятельности для широкой аудитории обучающихся от дошкольников и учеников начальной школы до старшеклассников;
(2) профориентационные мероприятия на разных возрастных этапах: от первых знаний о профессиях (в дошкольном возрасте) до овладения инженерно-техническими компетенциями (в ранней юности).
Перечень программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, инженерного профиля, реализуемых в сетевом взаимодействии в 2022/2023 учебном году представлен в таблице № 1.
Таблица №1
Название программы дополнительного образования/ внеурочной деятельности |
Возраст обучающихся |
Партнеры |
Площадка для реализации |
Кол-во обучаю-щихся (чел.) |
Программа внеурочной деятельности «Введение в инженерное дело» |
7-10 лет
(1-4 классы) |
· ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»
· Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» – Обуховский завод» |
ГБОУ школа № 621 |
90 |
«Инженерное дело» |
11-15 лет
(5-9 классы) |
· Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
· Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова · АО «Средне-Невский судостроительный завод» |
ГБОУ школа № 621 |
100 |
«Промышленная робототехника» |
14-15 лет
(8-9 классы) |
· СПб ГБПОУ «Малоохтинский колледж» |
ГБОУ школа № 621 |
50 |
Программа дополнительного образования «Оптика лазеров» | 14 – 17 лет
(8-11 классы) |
· АО «Средне-Невский судостроительный завод»
· ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» |
ГБОУ школа № 621 |
30 |
Программа дополнительного образования «Морская робототехника и судомоделизм» |
14 – 17 лет
(8-11 классы) |
• АО «Средне-Невский судостроительный завод»
• ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» |
ГБОУ школа № 621 |
40 |
«Компьютерное моделирование и
Проектирование» |
14 – 17 лет (8-11 классы) |
· АО «Средне-Невский судостроительный завод» | АО «Средне-Невский судостроительный завод» |
30 |
«Технологическое предпринимательство» | 14 – 17 лет
(8-11 классы) |
· ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» |
ГБОУ школа № 621 |
50 |
Профессиональные пробы – как первый шаг в профессию» |
14 – 17 лет
(8-11 классы) |
· АО «Средне-Невский судостроительный завод» | АО «Средне-Невский судостроительный завод» | 30 |
«Конструирование» и «Компьютерная азбука». | 6-7 | · ГБДОУ детский сад №54; №55, №60[2] | ГБОУ школа № 621 | 30 |
Список мероприятий в области профориентации, реализуемых в сетевом взаимодействии в 2022/2023 учебном году представлен в таблице №2.
Таблица №2
Мероприятие | Возраст
обучающихся |
Партнеры | Площадка для реализации | Количество участников (чел.) |
1.Мир профессий | 6-7 лет | · ГБДОУ детский сад №54;
· ГБДОУ детский сад №55 · ГБДОУ детский сад №60 |
ГБОУ школа № 621 |
120 |
2.Неделя морских профессий | 8-14 лет
(2-8 классы) |
· Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
· АО «Средне-Невский судостроительный завод» · Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» |
ГБОУ школа № 621 |
600 |
3. Инженерные
соревнования
|
11-13 лет
(5-7 классы) |
· Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» – Обуховский завод»
· АО «Средне-Невский судостроительный завод» |
ГБОУ школа № 621 |
180 |
4.Интеллектуальная игра «Мир морских профессий» |
14-15 лет
(8-9 классы) |
· АО «Средне-Невский судостроительный завод»
· Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» |
ГБОУ школа № 621 |
60 |
5. Образовательные путешествия на предприятия и вузы
|
14-15 лет
(8-9 классы) |
· Все партнеры | Партнерские площадки |
300 |
6. «Встречи без галстуков» (беседы о профессиях, связанных с морем) | 14-17 лет
(8-11 классы) |
· Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
· АО «Средне-Невский судостроительный завод» · Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова |
ГБОУ школа №621 |
350 |
Среди учителей, работающих в ГБОУ школе № 621, высшей квалификационной категории – 30 человек, педагоги, имеющие звание «Почетный работник РФ» – 17 человек, победители и лауреаты профессиональных педагогических конкурсов (за последние три года) – 12 человек. В реализации проекта по заявленным направлениям работают учителя, имеющие высшую и первую квалификационные категории. В период с сентября 2020 года по июнь 2022 года педагоги ГБОУ школы №621 прошли обучение по программам повышения квалификации, соответствующие профилю проекта «Будущие корабелы» («Методика преподавания основ инженерного 3d-моделирования и прототипирования на базе системы трёхмерного твердотельного и поверхностного параметрического проектирования Аutodesk Inventor», «Цифровые технологии в управлении образовательным процессом в системе дополнительного образования детей», «Инновационное развитие школы как ресурс модернизации региональной системы образования города Санкт-Петербурга», «Методика преподавания основ предпринимательства с использованием цифровых ресурсов в общем и дополнительном образовании», «Подготовка школьников к командным инженерным соревнованиям»), а также ДПППК по методике преподавания физики, информатики, математики, технологии. Для реализации профильных курсов по внеурочной деятельности и дополнительных программ будут использоваться кадровые ресурсы академических и индустриальных партнеров.
Площадкой для реализации большего количества занятий в рамках дополнительных образовательных программ, внеурочной деятельности и профориентационной работы в рамках Проекта является образовательное пространство школы №621. Для реализации образовательных программ инженерно-технологического направления имеются следующие материально-технические ресурсы: кабинеты информатики №1, №2 (14+14 компьютеров, 2 принтера, проектор, беспроекторная элекстронная доска, сервер), кабинет робототехники (наборы для занятий робототехникой: Робототехнические наборы: Fisher Technik – 25 шт., Lego WeDo – 10 шт., Eve3 – 3 шт., Lego Education Spike – 3 шт.; резервный набор к Lego WeDo – 10 шт.); кабинет физики (цифровая лаборатория по физике 2007 года, оборудование для проведения лабораторных работ с целью выполнения экспериментальных заданий по разделам: «Механика»; «Электромагнитные явления»; «Оптические явления»; «Квантовые явления»); кабинет химии/биологии (цифровая лаборатория по химии 2007 года, оборудование для проведения лабораторных работ); актовый зал на 180 посадочных мест (проектор, музыкальное и световое оборудование); кабинет шахмат (кроме специализированного оборудования представленного 16 шахматными комплектами (доска+набор фигур), 8 электронных шахмат. часов, 8 механических часов, 16 наборов шашек, 12 персональных компьютеров, электронная доска, демонстрационная магнитная доска). В школе имеется профессиональное печатное оборудование – типография Canon C3525I, позволяющая осуществлять широкоформатную печать, печать на этикетках, пленке, картоне в больших объемах.
Партнеры также предоставляют свою материально-техническую базу для проведения мероприятий в рамках профориентационной работы и реализации программ дополнительного образования.
Реализация Проекта в условиях школы имеет кадровые, организационно-методические, материально-технические ресурсы. Вместе с тем материально-техническая база для реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования требует поддержки. На наш взгляд, целесообразно создание 3-х тематических кабинетов: для реализации программ «Морская робототехника и судомоделизм», «Оптика лазеров» и «Компьютерное моделирование и Проектирование».
Ожидаемые результаты:
- Сформирована мотивированная образовательная среда для формирования и развития инженерно-технических компетенций у детей и подростков.
- Появление нового сетевого ресурса по реализации программ дополнительного образования по инженерно- технологическому направлению.
- Повышение престижа инженерно-технических специальностей, и мотивация учащихся к сдаче профильного ЕГЭ с целью поступления в специальные учебные заведения.
- Увеличение количества обучающихся школы № 621 в системе ОДОД до 85%, из них не менее 10% вовлечены в научно-техническое творчество.
- Повышение показателей успешности освоения ООП по физике, математике, информатике как следствие повышения мотивации к изучению данных предметов.
- Активизация соревновательной деятельности в области образовательной робототехники и инженерных проектов (WorldSkills, WRO, VRC, Робофест), в том числе, увеличение количества обучающихся – участников олимпиады НТО с 0,4 % до 8%.
Эффект от реализации проекта: создано взаимовыгодное сотрудничество «Детский сад +Школ а + колледж/ВУЗ + работодатель», обеспечивающее:
- для школы: повышение качества образования, повышение уровня квалификации педагогов; ориентация обучающихся на целевое обучение на инженерные специальности; ведение инновационной деятельности; повышение имиджа учреждения; укрепление взаимодействия специалистов школы с родительской общественностью; обновление системы ранней профориентации, развитие предметно-пространственной среды.
- для СПО и ВПО: выполнение контрольных цифр приема; привлечение студентов, отвечающих запросам учреждения; повышение имиджа учреждения;
- для предприятий: решение кадровых проблем; прием на работу сотрудника, отвечающего запросам организации; повышение имиджа предприятия; возрождение института наставничества.
- для ученика: повышение конкурентоспособности в олимпиадно-конкурсном движении: олимпиадах и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней; рост интереса к инженерно-техническому образованию; рост уровня развития инженерно-технологических компетенций; получение опыта практической деятельности в инженерной сфере, формирование предпрофессиональных умений и навыков для будущей профессии.
- для родителей: успешная социализация их детей; удовлетворенность родителей (законных представителей) школой и результатами образовательного процесса.
[1] Официальная страница школьного центра «Контур Будущего»: https://vk.com/outline_of_the_future
[2] Данные дошкольные образовательные учреждения планируют реализацию парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»