1. Главная
  2. Реализация проекта в рамках грантовой поддержки
  3. Информация об ответственных за реализацию проекта

Информация об ответственных за реализацию проекта

ФИО (полностью) Должность Рабочий телефон Адрес

электронной почты

Орлова Елена Алексеевна директор 8(812) 464-37-51 o.alenchik@mail.ru
Суева Татьяна Игоревна заместитель директора 8 911 155 13 39 tsueva_621@mail.ru

Проект «Корабелы будущего»

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!

 Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных проектировать, производить и применять комплексные инженерные объекты, готовых к творческой работе в команде.  Достижение этой цели, невозможно только на уровне профильного обучения в старших классах. Необходима перестройка процесса развития детей с дошкольного возраста и начальной школы. Основной идея Проекта: развитие инженерно-технологического предпрофильного и профильного обучения морской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности по инженерным и рабочим специальностям.  Позволит этого достичь модернизация деятельности школьного Центра «Контур Будущего»: переход из школьного центра клубов по интересам в сетевую площадку инженерно-технологического образования: «Детский сад + Школа + колледж/ВУЗ +   работодатель».

Дополнить возможности инженерной составляющей Центра путем создания школьной Лаборатории, в которой будет широкий спектр реализуемых направлений за счет программ дополнительного образования и курсов внеурочной деятельности: робототехника, компьютерные и информационные технологии, технологическое предпринимательство, морская робототехника и судомоделизм, оптика лазеров, технический дизайн, мультимедийные технологии, и др. Для дошкольников в рамках подготовки к школе разрабатываются программы дополнительного образования по техническим направлениям с использованием ресурсов школьной Лаборатории: «Конструирование» и «Компьютерная азбука».  Для старшеклассников совместно с партнерами разрабатывается пилотная программа «Профессиональные пробы – как первый шаг в профессию», по завершении которой будут выдаваться свидетельства о профессии. Создаются условия для открытия инженерных классов судостроительного профиля.

В урочное время в оборудованных кабинетах Лаборатории будет осуществляется образовательная деятельность по основным образовательным программам для предпрофильных и профильных классов будущих судостроителей.  Во второй половине дня в Лаборатории будут проходить занятия по программам внеурочной деятельности и занятия по дополнительным программам, как для инженерных классов, так и для групп, учащихся школы №621, дошкольников из ГБДОУ детские сады №54, №55, №60, а также других школ п. Металлострой. Практико-ориентированное обучение инженерных классов будет проходить, как в Лаборатории, так и на площадках партнеров проекта, в том числе с использованием их кадровых, материально-технических, информационно-методических ресурсов. Функционирование инженерных классов судостроительного профиля позволит обучающимся овладеть дополнительными знаниями по учебным предметам «Математика», «Физика» и «Информатика», а также развить инженерно-технические компетенции, обеспечит их опытом проектной работы и пониманием перспективных задач судостроительной отрасли. Интеграция лучших практик общего и дополнительного образования и погружения в профильные программы индустрии, обеспечит высокое качество учебного процесса и формирование высокой мотивации обучающихся, позволяющей им в дальнейшем реализовать себя в инженерной деятельности в компаниях индустриальных партнёров.

Цель: создание мотивированной образовательной среды для формирования и развития инженерно-технических компетенций у детей и подростков, посредством интеграции общего и дополнительного образования, внеурочной и внеучебной деятельности, реализуемых в сетевом взаимодействии.

Достижение поставленной цели, на наш взгляд, возможно благодаря решению следующих задач:

  1. Разработать и внедрить уровневую модель дошкольного и школьного инженерного образования с учетом возрастной специфики, и принципа преемственности;
  2. Обновить школьное образовательное пространство для реализации Проекта, путем внедрения новой модели Центра «Контур Будущего»
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в контексте внедрения Проекта и готовности к его реализации.
  4. Расширить сетевое взаимодействие школы с целью увеличения «поля возможностей» довузовской подготовки, профессионального самоопределения и карьерного проектирования обучающихся.
  5. Расширить возможности социализации учащихся средствами дополнительного образования, сформировать профессиональную ориентацию школьников на рабочие и инженерные специальности.

Актуальность проекта: Реализация проекта «Будущие корабелы» соответствует Национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года, задачам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и направлен на развитие потенциала подрастающего поколения в области науки, технологий и инноваций.

С самого основания Петербурга судостроение является ключевой отраслью в экономике города. Сегодня в Северной столице работает более сорока предприятий судостроительной промышленности, научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, на которых строятся военные корабли и гражданские суда. С учетом планов развития судостроения в ближайшее десятилетие запрос общества на подготовку высококвалифицированных кадров, в том числе в области морской инженерии, будет только усиливаться.

Колпино – промышленный район Санкт-Петербурга, где сосредоточено более 30 крупных промышленных, транспортных и строительных предприятий. Современные предприятия — это не только рабочие руки, но и квалифицированные инженеры. А с этим проблема. В том числе и на Средне-Невском судостроительном заводе, с которым школа плотно сотрудничает последние два года (реализация курса внеурочной деятельности «Морское дело», поддержка Малой морской академии). Руководство предприятий выражает заинтересованность в подготовке инженеров (в том числе судостроителей).

Родители (законные представители) большинства обучающихся образовательных учреждений поселка Металлострой, где находится наша школа, работают на промышленных предприятиях Колпинского района. Они, ориентируясь на рынок труда и задумываясь о профессиональном будущем своих детей, высказывают пожелания об усилении подготовки обучающихся в области инженерно-технической направленности. Анкеты обратной связи ярко демонстрируют запрос родителей (законных представителей) на дополнительное образование их детей в области физико-математического и инженерно-технического цикла.

Анализ поступления выпускников ГБОУ школы № 621 в вузы подтверждает интерес юношей и девушек к профессиям инженерно-технической направленности. Так, в 2019-2020 году программы высшего профессионального образования инженерной направленности выбрали 17% выпускников нашей школы, в 2020-2021 году – 21%. В 2021-2022 учебном году планируют обучение по программам среднего и высшего профессионального образования 23% одиннадцатиклассников нашей школы.

Мы ожидаем, что наметившаяся тенденция роста популярности среди выпускников школы направлений бакалавриата инженерной направленности будет наблюдаться и далее. Так, исследование, проведенное службой сопровождения школы в октябре 2021 года, показывает, что более 50% учеников начальных классов проявляют более выраженный интерес к профессиям «Человек – техника» и «Человек – знаковая система», нежели к группе профессий «Человек – человек», «Человек – художественный образ», «Человек – природа». В карте интересов, обучающихся 5-9 классов лидируют профессии «Человек – техника» (32%), далее идут группы «Человек – знаковая система» (24%), «Человек – природа» (23%), «Человек- человек» (16 %), «Человек – художественный образ» (5%). Более 50% школьников занимаются в учреждениях дополнительного образования, однако лишь 4% вовлечены в научно-техническое творчество.

Для поддержания и развития интереса обучающихся к профессиям «Человек – техника», а также для удовлетворения запроса родителей (законных представителей) обучающихся на расширение перечня программ внеурочной деятельности и дополнительного образования инженерной направленности планируется реализация проекта.

Расширение перечня программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также разнообразие мероприятий по профориентации становится возможным благодаря взаимодействию с партнерами.

Индустриальные партнеры.

  1. «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей»-Обуховский завод»» — реализация курсов внеурочной деятельности: «Введение в инженерное дело», «Инженерное дело», проведения профориентационных мероприятий. Предоставление кадровых ресурсов для организации проектной деятельности учащихся
  2. Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод» — проведения занятий по курсу внеурочной деятельности: «Инженерное дело», программ дополнительного образования – «Оптика лазеров», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Морская робототехника и судомоделизм», проведения профориентационных мероприятий. Разработка и реализации программы «Профессиональные пробы – как первый шаг в профессию», с выдачей свидетельства.

Академические партнеры

  1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» — «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство», проведения профориентационных мероприятий.
  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» курс внеурочной деятельности «Инженерное дело», программы дополнительного образования «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство», «Оптика лазера» проведения профориентационных мероприятий.
  3. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» — реализация программы внеурочной деятельности «Технопредпринимательство для школьников» и проведения профориентационных мероприятий.

Образовательные партнеры

  1. СПб ГБПОУ «Малоохтинский колледж» — реализации программы внеурочной деятельности «Промышленная робототехника».
  2. Академия цифровых технологий — проведение профориентационных мероприятий,

взаимодействие по организации регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), вовлечение учащихся в НТО, курсы повышения квалификации для педагогов

  1. ГБДОУ детский сады №54, № 60, № 55 Колпинского района Санкт-Петербурга (для проведения совместных мероприятий в области ранней профориентации).
  2. ГБОУ гимназия 402 Колпинского района СПб – реализация программ профориентации.
  3. ГБОУ школа № 258 создание сетевого взаимодействия в рамках инновационной деятельности

Координационным центром реализации проекта станет школьный центр «Контур Будущего», созданный  в 2018 году как неформальное объединение школьных клубов.[1] Одним из ярких проектов центра с 2018 по 2022 года является клуб  «Детская морская академия», где осуществляется как теоретическая, так и практическая подготовка юных моряков. В составе Академии есть учебная парусная флотилия из парусников различного класса и предназначения, мастерская для строительства новых судов учебной флотилии, учебный класс и тренажеры. Основным направлением деятельности Академии является привлечение и обучение детей и молодежи морскому делу, профориентация по морским специальностям. Выпускники Академии продолжают свое обучение: в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, в Государственном морском техническом университете, в колледже ГУМиРФ имени адмирала С.О. Макарова, колледже СПбГМТУ. Опыт работы школьного клуба «Детская морская академия» доказывает целесообразность организации системы последовательной и непрерывной работы по поддержанию интереса обучающихся к морским профессиям.

Проект «Будущие корабелы» направлен на формирование у обучающихся интереса к профессиям в области морской инженерии, развития у школьников инженерно-технических компетенций и предполагает организацию системы мероприятий, в 2 направлениях:

(1) программы дополнительного образования и курсов внеурочной деятельности для широкой аудитории обучающихся от дошкольников и учеников начальной школы до старшеклассников;

(2) профориентационные мероприятия на разных возрастных этапах: от первых знаний о профессиях (в дошкольном возрасте) до овладения инженерно-техническими компетенциями (в ранней юности).

Перечень программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, инженерного профиля, реализуемых в сетевом взаимодействии в 2022/2023 учебном году представлен в таблице № 1.

Таблица №1

Название программы дополнительного образования/ внеурочной деятельности  

Возраст обучающихся

 

Партнеры

 

Площадка для реализации

 

Кол-во обучаю-щихся (чел.)

 

Программа внеурочной деятельности «Введение в инженерное дело»

 

7-10 лет

 

(1-4 классы)

·        ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»

·        Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» – Обуховский завод»

 

ГБОУ школа № 621

 

90

  1. Программа внеурочной деятельности

«Инженерное дело»

 

11-15 лет

 

(5-9 классы)

·        Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

·         Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

·        АО «Средне-Невский судостроительный завод»

 

ГБОУ школа № 621

 

100

 «Промышленная робототехника»  

14-15 лет

 

(8-9 классы)

 

·        СПб ГБПОУ «Малоохтинский колледж»

 

ГБОУ школа № 621

 

 

50

Программа дополнительного образования «Оптика лазеров» 14 – 17 лет

 

(8-11 классы)

·        АО «Средне-Невский судостроительный завод»

·        ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»

 

ГБОУ школа № 621

 

30

Программа дополнительного образования «Морская робототехника и судомоделизм»  

14 – 17 лет

 

(8-11 классы)

•     АО «Средне-Невский судостроительный завод»

•     ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»

 

ГБОУ школа № 621

 

40

 «Компьютерное моделирование и

Проектирование»

 

14 – 17 лет

(8-11 классы)

·        АО «Средне-Невский судостроительный завод» АО «Средне-Невский судостроительный завод»  

30

 «Технологическое предпринимательство» 14 – 17 лет

(8-11 классы)

·        ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»  

ГБОУ школа № 621

 

50

 Профессиональные пробы – как первый шаг в профессию»  

14 – 17 лет

 

(8-11 классы)

·        АО «Средне-Невский судостроительный завод» АО «Средне-Невский судостроительный завод» 30
«Конструирование» и «Компьютерная азбука». 6-7 ·        ГБДОУ детский сад №54; №55, №60[2] ГБОУ школа № 621 30

Список мероприятий в области профориентации, реализуемых в сетевом взаимодействии в 2022/2023 учебном году представлен в таблице №2.

Таблица №2

Мероприятие Возраст

обучающихся

Партнеры Площадка для реализации Количество участников (чел.)
1.Мир профессий 6-7 лет ·        ГБДОУ детский сад №54;

·        ГБДОУ детский сад №55

·        ГБДОУ детский сад №60

ГБОУ школа № 621  

120

2.Неделя морских профессий 8-14 лет

 

(2-8 классы)

·         Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

·        АО «Средне-Невский судостроительный завод»

·        Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

 

ГБОУ школа № 621

 

600

3. Инженерные

соревнования

 

11-13 лет

 

(5-7 классы)

·       Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» – Обуховский завод»

·        АО «Средне-Невский судостроительный завод»

 

ГБОУ школа № 621

180
4.Интеллектуальная игра «Мир морских профессий»  

14-15 лет

 

(8-9 классы)

·        АО «Средне-Невский судостроительный завод»

·         Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

 

ГБОУ школа № 621

 

60

5. Образовательные путешествия на предприятия и вузы

 

14-15 лет

 

(8-9 классы)

·        Все партнеры Партнерские площадки  

300

6. «Встречи без галстуков» (беседы о профессиях, связанных с морем) 14-17 лет

 

(8-11 классы)

·       Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

·       АО «Средне-Невский судостроительный завод»

·        Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

 

ГБОУ школа №621

 

350

Среди учителей, работающих в ГБОУ школе № 621, высшей квалификационной категории – 30 человек, педагоги, имеющие звание «Почетный работник РФ» – 17 человек, победители и лауреаты профессиональных педагогических конкурсов (за последние три года) – 12 человек. В реализации проекта по заявленным направлениям работают учителя, имеющие высшую и первую квалификационные категории. В период с сентября 2020 года по июнь 2022 года педагоги ГБОУ школы №621 прошли обучение по программам повышения квалификации, соответствующие профилю проекта «Будущие корабелы» («Методика преподавания основ инженерного 3d-моделирования и прототипирования на базе системы трёхмерного твердотельного и поверхностного параметрического проектирования Аutodesk Inventor», «Цифровые технологии в управлении образовательным процессом в системе дополнительного образования детей», «Инновационное развитие школы как ресурс модернизации региональной системы образования города Санкт-Петербурга», «Методика преподавания основ предпринимательства с использованием цифровых ресурсов в общем и дополнительном образовании», «Подготовка школьников к командным инженерным соревнованиям»), а также ДПППК по методике преподавания физики, информатики, математики, технологии. Для реализации профильных курсов по внеурочной деятельности и дополнительных программ будут использоваться кадровые ресурсы академических и индустриальных партнеров.

Площадкой для реализации большего количества занятий в рамках дополнительных образовательных программ, внеурочной деятельности и профориентационной работы в рамках Проекта является образовательное пространство школы №621. Для реализации образовательных программ инженерно-технологического направления имеются следующие материально-технические ресурсы: кабинеты информатики №1, №2 (14+14 компьютеров, 2 принтера, проектор, беспроекторная элекстронная доска, сервер), кабинет робототехники (наборы для занятий робототехникой: Робототехнические наборы: Fisher Technik – 25 шт., Lego WeDo – 10 шт., Eve3 – 3 шт.,  Lego Education Spike – 3 шт.; резервный набор к Lego WeDo – 10 шт.); кабинет физики (цифровая лаборатория по физике 2007 года, оборудование для проведения лабораторных работ с целью выполнения экспериментальных заданий по разделам: «Механика»; «Электромагнитные явления»; «Оптические явления»; «Квантовые явления»); кабинет химии/биологии (цифровая лаборатория по химии 2007 года, оборудование для проведения лабораторных работ); актовый зал на 180 посадочных мест (проектор, музыкальное и световое оборудование); кабинет шахмат (кроме специализированного оборудования представленного 16 шахматными комплектами (доска+набор фигур), 8 электронных шахмат. часов, 8 механических часов, 16 наборов шашек, 12 персональных компьютеров, электронная доска, демонстрационная магнитная доска). В школе имеется профессиональное печатное оборудование – типография Canon C3525I, позволяющая осуществлять широкоформатную печать, печать на этикетках, пленке, картоне в больших объемах.

Партнеры также предоставляют свою материально-техническую базу для проведения мероприятий в рамках профориентационной работы и реализации программ дополнительного образования.

Реализация Проекта в условиях школы имеет кадровые, организационно-методические, материально-технические ресурсы. Вместе с тем материально-техническая база для реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования требует поддержки. На наш взгляд, целесообразно создание 3-х тематических кабинетов: для реализации программ «Морская робототехника и судомоделизм», «Оптика лазеров» и «Компьютерное моделирование и Проектирование».

Ожидаемые результаты:

  1. Сформирована мотивированная образовательная среда для формирования и развития инженерно-технических компетенций у детей и подростков.
  2. Появление нового сетевого ресурса по реализации программ дополнительного образования по инженерно- технологическому направлению.
  3. Повышение престижа инженерно-технических специальностей, и мотивация учащихся к сдаче профильного ЕГЭ с целью поступления в специальные учебные заведения.
  4. Увеличение количества обучающихся школы № 621 в системе ОДОД до 85%, из них не менее 10% вовлечены в научно-техническое творчество.
  5. Повышение показателей успешности освоения ООП по физике, математике, информатике как следствие повышения мотивации к изучению данных предметов.
  6. Активизация соревновательной деятельности в области образовательной робототехники и инженерных проектов (WorldSkills, WRO, VRC, Робофест), в том числе, увеличение количества обучающихся – участников олимпиады НТО с 0,4 % до 8%.

Эффект от реализации проекта: создано взаимовыгодное    сотрудничество «Детский сад +Школ а + колледж/ВУЗ +   работодатель», обеспечивающее:

  1. для школы: повышение качества образования, повышение уровня квалификации педагогов; ориентация обучающихся на целевое обучение на инженерные специальности; ведение инновационной деятельности; повышение имиджа учреждения; укрепление взаимодействия специалистов школы с родительской общественностью; обновление системы ранней профориентации, развитие предметно-пространственной среды.
  2. для СПО и ВПО: выполнение контрольных цифр приема; привлечение студентов, отвечающих запросам учреждения; повышение имиджа учреждения;
  3. для предприятий: решение кадровых проблем; прием на работу сотрудника, отвечающего запросам организации; повышение имиджа предприятия; возрождение института наставничества.
  4. для ученика: повышение конкурентоспособности в олимпиадно-конкурсном движении: олимпиадах и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней; рост интереса к инженерно-техническому образованию; рост уровня развития инженерно-технологических компетенций; получение опыта практической деятельности в инженерной сфере, формирование предпрофессиональных умений и навыков для будущей профессии.
  5. для родителей: успешная социализация их детей; удовлетворенность родителей (законных представителей) школой и результатами образовательного процесса.

[1] Официальная страница школьного центра «Контур Будущего»: https://vk.com/outline_of_the_future

[2] Данные дошкольные образовательные учреждения планируют реализацию парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Меню